Самхейн

     Самхейн это, вообще-то, название месяца ноября на галльских наречиях. Шотландский галльский произносит его как самхэйн или самхайн (если имеется ввиду праздник) и т-самхейн (если речь идет о месяце года). Праздник Самхейн обозначал у галлов конец сезона урожая и обычно ассоциировался с кельтским Новым годом.

     То же слово служило для обозначения месяца в древнем кельтском календаре, в частности первых трех дней этого месяца, когда проходил праздник завершения летнего сезона и конца сбора урожая. Осовремененная версия этого праздника продолжает существовать и по сей день в некоторых традициях католического дня всех святых (в народе Хэлоуин) и в виде, собственно, Самхейна в диаспорах ирландцев и шотландцев, а также среди поклонников неоязыческих культов. Последние иногда трактуют его как Новый год.

     Галльский календарь делил год на две половинки: темную, начинающуюся с месяца Самониос (приблизительно октяборь-ноябрь) и светлую, начинающуюся с месяца Джамониос (апрель-май). Считалось, что год начинался с темной половины, поэтому первый день Самониос может считаться кельтским Новым годом. Все месяцы начнались с полнолуния, а празднование Нового года проходило во время «трех ночей Самониоса» - полнолуния, приходящегося на середину отрезка времени между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием. Полнолуние, обозначавшие половину каждого полугодия тоже были большими праздниками.

     В средневековой Ирландии Самхейн всегда был основным фестивалем, празднуемым большим собранием в королевском дворце в Таре. Согласно галльским свидетельствам празднование продолжалось три дня. По кельтским преданиям Самхейн это время, когда границы между миром живых и миром мертвых становятся тоньше, а иногда и вовсе исчезают, и тогда духи и сверхъестественные существа могут приходить в мир людей и вести себя, как человеческие существа. Именно поэтому в этот период времени к духам предков и их памяти относятся с особым почтением. Невзирая на то, что культы, возникшие при попытке реконструировать кельтские верования, предусматривают пожертвования духам на протяжении всего года, Самхейн подразумевает специальные дары конкретным предкам. В это время готовят любимую пищу в семье и предлагают ее самому любимому усопшему, отводя ему место за столом, и развлекая его или их традиционными песнями, стихами или танцами. Дверь или окно должны быть открыты на запад, так духов мертвых приглашают войти. Многие держат у западного окна свечку или фонарик, чтобы дух не сбился с пути. В связи с этой традицией производится обожествление Нового года, который также входит в дом. Кроме того, считается, что это время очень хорошо для общения с божествами.

     Разные течения неоязычества по-разному трактуют Самхейн. Для некоторых это просто время оказания знаков уважения предкам, а также общения с духами, другие, переложив праздник на современную канву пытаются отследить в нем связь с кельтским Новым годом.