Еврейский Новый год

     Рош Хашана литературно переводится с иврита как «голова года» - эта идиома служит для обозначения Еврейского Нового года. Впервые такое определение появилось в Ветхом Завете, Езекииль 40:1.

     Фактически, в иудаизме существует четыре Новых года, которые обозначают приход различных официальных годов. Например, первое января это Новый год по григорианскому календарю. Рош Хашана это новый год для людей, животных и официальных контрактов. Мишна – Новый год, который празднуется в тот же день, начинает новый бухгалтерский год. Существуют также Шемитта (субботний год) и Йовел (юбилейный год).

     Тора обращается к этому дню, как дню песни Шофара (Йом Теруа, Левит 23:24), а на литургии и в литературе раввинов Рош Хошана описывается как «судный день» (Йом ха-Дин) и «день памяти» (Йом хо-Зиккарон). Некоторые источники изображают Бога восседающим на троне. Перед ним открыты книги, содержащие все поступки человечества, и каждый человек проходит пред Его лицеем, чтобы быть оцененным за свои деяния. Все эти выражения можно встретит на большой праздничной литургии.

     Этот праздник является первым из Дей Благоговения (Йамим Нораим) – наиболее торжественных дней в иудейском году. Перед Йамим Нораим на календаре находится месяц Елул, в который предполагается, что все уважающие себя люди проведут самооценку и покаяние, кульминация которого наступит в Йамим Нораим, известные также как Ассерет Йемеи Тешува – Десять дней покаяния, начинающиеся с Рош Хашана и заканчивающиеся праздником Йом Киппур.

     Этот день описывают как день игры на шофаре – горне, сделанном из бараньего рога. Фактически, на шофаре в традиционных общинах играют каждое утро во время месяца Елул, следующего перед Рош Хашана. Звук шофара призвана пробудить слушателя от его сна и предупредить его о грядущем высшем суде (Маймониды, Яд, Законы покаяния 3:4). Поклонники ортодоксального иудаизма и некоторые консерваторы не играют на шофаре в шаббат, хотя для этого есть исключение. Согласно еврейскому закону в шофар можно дуть в присутствии собрания раввинов, называемого синедрион, которое, правда, не существует еще с древних времен. Ортодоксальные раввины Израиля за много лет сумели добиться своего, и в 2006 году впервые за множество лет в присутствии современного синедриона на шофаре играли в шаббат.

     В период дней Покаяния повторяется множество покаянных молитв, называемых селихот. В Рош Хашана обязательно должны читаться религиозные поэмы, возможно, из-за этого за много лет были собраны специальные молитвенники для Рош Хашана и Йом Киппур, называемые мазор. Многие поэмы обращаются к стиху Псалмы 8:14: "Дуйте в шофар в (первый день) месяц (а), когда (луна) укрыта для нашего праздника».

     Рош Хашана подразумевает произведение целой серии ритуалов, самый известный из которых повторение молитвы Амида. Во время Муссафа в шофар трубят несколько раз через небольшие интервалы. Согласно традиции должно быть прочтено десять стихов, в каждом из которых упоминается о царствовании, памяти и шофаре, каждый их стихов оглашается звуками горна.

     Традиционным привествием-поздравлением на Рош Хашана является «Шана Това», с иврита «Хорошего года» или «Шана Това Уметука» - «Хорошего и Сладкого года». Так как иудеи считают, что каждый год они получают по своим заслугам от Бога, то более длинное пожелание звучит как «Дай Бог, чтобы вам был записан и подписан добрый новый год»

     К полудню первого дня года проводится ташликх, когда молитвы читаются вблизи природного водоема и грехи человеческие символично сбрасываются в воду. Многие также придерживаются обычая бросать в воду хлеб или камешки, что символизирует сбрасывание с себя грехов. В некоторых общинах, если первый день Рош Хашана приходится на шаббат, то ташликх переносят на второй день.

     Традиционная пища на Рош Хашана обычно включает в себя яблоки и мед, которые призваны символизировать сладкий новый год. Подается также многочисленная другая пища со своим символическим значением, в зависимости от местных обычаев. Так, например, язык или любое мясо с головы животного символизирует «главу года». Среди другой символической пищи: финики, черные бобы, лук, шпинат и тыква – все они упомянуты в Талмуде. Во многих традициях используются гранаты, они были предшественниками ашкеназийской традиции, предписывающей подавать яблоки и мед, которая сегодня прижилась практически во всех иудаистских общинах. Кроме того, обычно подается круглый хлеб чалах – он символизирует цикл года.